Противодействие коррупции

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

 

Коррупция в здравоохранении – распространенное явление, чему способствует сама специфика медицинской деятельности и многообразие форм коррупции. Расскажем о видах коррупции в медучреждениях, о том, как разработать грамотную политику, предупреждающую такие преступления.

Коррупция в здравоохранении

Особенности коррупции в здравоохранении – это злоупотребление должностным лицом медучреждения своими полномочиями для получения выгоды в виде материальных ценностей, денежных средств, имущества или каких-либо выгод неимущественного характера.

Коррупцией является дача или получение взятки, коммерческий подкуп или иное проявление злоупотребление полномочиями с указанными выше целями. Коррупция в медицине проявляется в разных формах и действиях должностных лиц: подкуп сотрудников медучреждений; фальсификация результатов клинических испытаний медпрепаратов; нецелевое использование бюджетных средств, а также других ресурсов; предоставление завышенных счетов страховым организациям; коррупция в сфере госзакупок.

Виды коррупции

Коррупция в медицине в России характеризуется самыми разными коррупционными явлениями.

  1. Незаконная растрата и хищение финансовых средств, которые выделены организации из бюджетов всех уровней, а также получение доходов со стороны потребителей медуслуг.
  2. Коррупция в сфере госзакупок. В этом направлении нередко встречаются сговоры, распространены системы «откатов», что приводит к завышению цен на получаемые организацией услуги и товары.
  3. Коррупция путем подделки платежных документов. С этой целью фальсифицируются платежные и расходные документы, квитанции, предоставляются поддельные документы в страховые компании, оказываются услуги привилегированным клиентам.
  4. Коррупция с поставками лекарственных средств и медизделий. Среди коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами можно встретить расхищение медпрепаратов на всех этапах их распределения между организациями. Чиновники разных уровней занимаются вымогательством, требуя от поставщиков денежные средства для разрешения продажи тех или иных препаратов, нередко выдаются разрешения на продажу поддельных или недоброкачественных медикаментов.
  5. Коррупция в сфере здравоохранения при оказании медицинских услуг. В этом случае денежные средства вымогаются за предоставление тех медуслуг, которые должны предоставляться пациентам бесплатно и т.д.

Распространенные типы взяток в медицине

В рамках совершенствования мер противодействия коррупции в медицине были выделены наиболее распространенные типы взяток в медицинских учреждениях.

  1. Незаконное оформление справок и больничных листок, например: об освобождении от физической нагрузки; о разрешении заниматься тем или иным видом спорта; о годности к получению водительских прав; о негодности к несению военной службы.
  2. Одним из проявлений коррупции в медицине является дача взятки за качественное проведение медицинского вмешательства пациенту, например, проведение операции с индивидуальным подходом. Врачи за определенную плату обещают особый уход за пациентом до и после операции, гарантируют применение лучших перевязочных материалов, лекарственных препаратов, особой анестезии и т.д.
  3. Взятки вымогаются за скрытие медработниками некоторых медицинских фактов, например, о факте наличия телесных повреждений и т.д.
  4. Выписывание «нужного» рецепта на медпрепарат.
  5. Коррупция в здравоохранении включает искажение выводов врача-патологоанатома о причинах смерти человека. Именно по этому направлению выявляются огромные суммы взяток, т.к. часто скорректированные выводы эксперта позволяют скрыть преступление или уйти преступнику от уголовной ответственности.
  6. Продолжение госпитализации пациента за определенную плату или досрочная выписка из стационара.

Меры противодействия коррупции

Как мы видим, коррупция в здравоохранении имеет разные варианты проявлений. В связи с этим большое значение имеет противодействие коррупции в медицинских учреждениях. Один из элементов борьбы с коррупцией на уровне медучреждения – антикоррупционная политика.

Принципы антикоррупционной политики для учреждения здравоохранения

При составлении антикоррупционной политики организации следует ориентироваться на общие принципы:

  1. Принцип соответствия мер по борьбе с коррупцией в организации общепринятым нормам и действующему законодательству. В частности, политика медучреждения по борьбе с коррупцией в медицине должна соответствовать Конституции РФ, международным договорам РФ, а также другим нормативным актам РФ.
  2. Принцип личного примера руководства медучреждения. Руководитель медучреждения имеет ключевую роль в формировании антикоррупционной модели поведения на уровне организации. Она выражается в нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также в создании в организации системы мер по эффективному противодействию и выявлении коррупции.
  3. Принцип вовлеченности сотрудников медучреждения в меры по борьбе с коррупцией. Медработники должны понимать, что такое коррупция в здравоохранении, что это незаконно, знать основные положения законодательства о противодействии коррупции, а также принимать активное участие в формировании и соблюдении антикоррупционных процедур и стандартов.
  4. Принцип соизмеримости. Этот принцип в отношении антикоррупционной политики медучреждения означает, что предпринятые меры по предотвращению коррупции должны быть соразмерны риску коррупции. Антикоррупционная политика медучреждения включает в себя формулирование и анализ рисков, которые существуют в организации с точки зрения вероятности возникновения коррупционных явлений. Следовательно, комплекс мер, предусмотренных политикой медучреждения, должен быть прямым образом нацелен на устранение и учет этих рисков.
  5. Принцип эффективности антикоррупционных мер. Борьба с коррупцией в медицине должна включать такие меры, которые будут низкими по стоимости, значимыми, простыми в реализации и приносить положительный результат.
  6. Принцип неотвратимой ответственности за коррупционные преступления. При применении мер юридической ответственности к нарушителям закона не имеет значение их должностное положение, стаж работы и условия совершения преступления. Руководитель медучреждения несет личную ответственность за реализацию антикоррупционных мер в медучреждении.
  7. Принцип открытости. Сведения об антикоррупционных стандартах медучреждения должны быть доступны общественности, контрагентам и партнерам.
  8. Принцип постоянного мониторинга и контроля. Этот принцип предполагает, что реализация антикоррупционных процедур и стандартов подлежит постоянному мониторингу, а также контролю со стороны ответственных лиц.

Ответственные за противодействие коррупции

За противодействие коррупции в медицинских учреждениях персональную ответственность несут главные врачи. В свою очередь, главврачи назначают ответственных специалистов, которые непосредственно подчиняются главному врачу и занимаются реализацией антикоррупционной политики. В сферу обязанностей такого специалиста входят следующие:

  • разработка проектов локальных актов по противодействию коррупции, которые предоставляются на утверждение главному врачу. К таким локальным актам относится кодекс этики и служебного поведения медработника, антикоррупционная политика и т.д.;
  • проведение мероприятий, направленных на пресечение и выявление коррупционных преступлений;
  • оценка коррупционных рисков в медучреждении;
  • рассмотрение сообщений о склонении специалистов медучреждения к получению взятки, в том числе со стороны контрагентов, пациентов, страховых компаний;
  • рассмотрение и заполнение деклараций о конфликте интересов;
  • обучение сотрудников медучреждения по профилактике коррупционных явлений, консультирование медперсонала, разъяснение понятия «коррупция в здравоохранении»;
  • содействие надзорным и правоохранительных органам при противодействии коррупции, помощь в проведении оперативно-розыскных мероприятий; предоставление отчетных и аналитических материалов по итогам работы главному врачу.

Как оценить коррупционные риски в здравоохранении

Коррупция в здравоохранении может быть пресечена, если медучреждение оценит существующие коррупционные риски и разработает меры по их пресечению. Коррупционные риски – это конкретные деловые операции в деятельности медицинской организации, при осуществлении которых вероятность совершения сотрудниками коррупционных преступлениях в целях личной или иной выгоды наиболее высока. Оценка таких рисков имеет большое значение, эта процедура позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечить реализацию антикоррупционных мероприятий с учетом специфики деятельности медицинской организации;
  • рационально и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для работы по профилактике коррупции.

Проводить оценку следует как на этапе разработки антикоррупционной политики, так и в дальнейшем, на регулярной основе, поскольку коррупция в здравоохранении имеет разные формы проявления, в том числе не учтенные ранее.

Порядок проведения оценки коррупционных рисков:

  1. Разложить деятельность медучреждения на отдельные деловые операции (процессы), выделить их составные подпроцессы.
  2. Определить для каждой деловой операции «критические точки», то есть те подпроцессы, при осуществлении которых с наибольшей вероятностью могут возникнуть коррупционные правонарушения.
  3. Описать каждый подпроцесс, который выделен на первом этапе, с точки зрения возможных коррупционных преступлений. Это описание включает:
  • характеристику тех преимуществ и выгод, которые может получить организация или конкретный медработник при совершении преступления;
  • выделение должностей специалистов, которые могут иметь ключевое значение в совершении коррупционного правонарушения. То есть это те должностные лица, которые могут своими действовать поспособствовать тому, чтобы преступление совершилось;
  • возможные формы получения денежных средств, имущества и иных видов при совершении коррупционного преступления.
  1. На основе предыдущей аналитической работы составляется карта коррупционных рисков – это сводное описание возможных коррупционных правонарушений и «критических точек».
  2. Формируется перечень должностей, замещение которых связано с высокими рисками коррупции. Учитывая, что коррупция в здравоохранении может проявляться на самых разных уровнях, этот перечень может быть обширным. Для некоторых должностей могут устанавливаться специальные антикоррупционные требования и процедуры, например, периодическое заполнение декларации о конфликте интересов
  3. На заключительном этапе формируется комплекс мер, которые необходимы для того, чтоб устранить или минимизировать коррупционные риски. На каждую «критическую точку» составляется своя мера. Какие мероприятия могут проводиться с этой целью:
  • детальное описание или алгоритм действий медработников, находящихся в «критических точках»;
  • перераспределение функций между специалистами с целью минимизации коррупционных рисков;
  • противодействие коррупции в медицинских учреждениях может включать расширение внешнего взаимодействия медработников с представителями органов госвласти или контрагентами, например, с помощью информационных технологий;
  • установление дополнительных форм отчетов руководителей о результатах принятых решений;
  • введение ограничений, которые затрудняют процесс получения потенциально коррупционных платежей и т.д.

Конкретный перечень таких мероприятий устанавливается медицинской организацией.

 

Уважаемые заявители!

В целях реализации антикоррупционных мероприятий, проводимых Министерством здравоохранения Российской Федерации, повышения эффективности обеспечения соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Министерства здравоохранения Российской Федерации и руководителями организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством здравоохранения Российской Федерации, запретов, ограничений, обязательств и требований к служебному поведению, формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению функционирует телефон доверия по вопросам противодействия коррупции:

Телефон доверия по вопросам профилактики коррупционных

Министерства здравоохранения Российской Федерации

8 (800) 200-05-52

(телефон доверия функционирует в автоматическом режиме и оснащен системой записи поступающих обращений (функция "автоответчик")

 

По телефону доверия принимается и рассматривается информация о фактах:

1) коррупционных проявлений в действиях гражданских служащих и руководителей подведомственных организаций;

2) конфликта интересов в действиях гражданских служащих и руководителей подведомственных организаций;

3) несоблюдения гражданскими служащими и руководителями подведомственных организаций ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации.

Анонимные обращения и обращения, не касающиеся коррупционных действий гражданских служащих Министерства и руководителей организаций, подведомственных Министерству, не рассматриваются.

Прием и запись обращений по телефону доверия осуществляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, по следующему графику:

с понедельника по четверг - с 9:00 до 18:00 часов по московскому времени;

в пятницу - с 9:00 до 16:45 часов по московскому времени.

Время приема одного обращения в режиме работы автоответчика составляет 5 минут.

© 2024 ГБУЗ НО Краснобаковская ЦРБ